Согласно статистике, за последние 10 лет только в 2022 году общая численность КРС на территории страны не уменьшалась. Весь остальной период поголовье коров снижалось на 200-300 тысяч каждый год, из которых дойных 100 тысяч. Однако, в молочной отрасли это отчасти компенсируется ростом продуктивности отдельно взятых животных. Например, за январь-ноябрь 2023 года поголовье сократилось на 2% (минус 59 тысяч коров), а продуктивность, наоборот, выросла на 5% (плюс 1 млн тонн). И возникает справедливый вопрос, насколько тревожной можно считать такую тенденцию?
Если смотреть с точки зрения норм потребления молочной продукции населением, то ждать роста производства не приходится. Для этого нужен соответствующее повышение спроса, который не наблюдается. Сегодня среднестатистический россиянин употребляет 165,6 кг молочки в год, при рекомендованной Минздравом норме в 325 кг. Вряд ли люди вдруг резко начнут покупать в полтора или два раза больше товаров из молочных отделов супермаркетов. И, даже, если это случится, то моментально повторится «ситуация с яйцами», когда недостаток предложения спровоцирует рост цен. Ведь производители физически не успеют быстро обеспечить рынок нудными объемами.
Но, если взглянуть на картину под иным углом, то можно заметить и позитивные оттенки. Да, поголовье сокращается, но за счет оптимизации хозяйств с помощью внедрения передовых технологий растет продуктивность. Это значит, что производственные площадки тратят меньше средств на содержание животных, не теряя в объемах выпускаемой продукции. А это и есть экономическая оптимизация, к которой все стремятся. Кроме того, налицо все признаки того, что собственный внутренний рынок насыщен в полной мере. И, если наращивать дойное поголовье в стране, которое приведет к увеличению молочной продукции, то только с целью её экспорта на внешние рынки.
Одним словом, у любой монеты всегда есть две стороны. И снижение чего-либо не всегда означает исключительно фатальную и тревожную тенденцию. Безусловно, собственники хозяйств в условиях капитализма 24 часа в сутки заинтересованы в расширении, масштабировании и, как следствие, росте доходности. Но, если такое стабильное снижение поголовья в стране прекратится, а затем, наоборот, начнет увеличиваться, то куда реализовывать конечный продукт, ведь потребности собственного населения падают? Либо выбрасывать и нести убытки, либо продавать за границу, где свои интересы имеют другие, внешние конкуренты. Значит, придется создавать более выигрышные ценовые условия… И мы снова возвращаемся к оптимизации и повышению продуктивности, как одних из самых действенных методов.
Таким образом, независимо от ситуации на рынке, роста или снижения поголовья, увеличения или сокращения потребительского спроса, вопрос о максимальной отдаче при минимальных затратах будет актуален всегда. Найдите хоть одного здравомыслящего фермера, который, при прочих равных, откажется повышать средний дневной надой одной коровы с 10 литров до 15 или 20?